Небольшое, но все большее число стран наращивают усилия, направленные на то, чтобы отказаться от долларов, решив избавиться от доминирования американской валюты, которое наблюдается в течение нескольких десятилетий.
На прошлой неделе Иран стал одной из последних стран, которая пообещала заменить доллары на евро в своих валютных резервах.
Китай в прошлом месяце ввел первые в мире фьючерсы на нефть, деноминированные в юанях, в рамках продолжающихся усилий, направленных на повышение статуса своей валюты. Между тем, Венесуэла ранее в этом году выпустила криптовалюту, аналогичную биткоину. Россия наращивает свои золотые резервы, чтобы диверсифицировать свои золотовалютные резервы, уменьшив долю долларов. Тем не менее, эти усилия никак не угрожают мировой роли доллара.
Некоторые аналитики говорят, что правительства, которые предпринимают меры против доллара, возможно, пытаются капитализировать на растущей неопределенности среди многих стран, включая союзников США, вызванной недавними изменениями в торговой политике США, подходами Вашингтона к мировым альянсам и противоречивыми сигналами со стороны администрации президента США Дональда Трампа в отношении сильного доллара.
Растущая неопределенность на этих фронтах, в конце концов, может вызвать дополнительные усилия по созданию альтернативы доллару. Однако в настоящее время эти попытки вряд ли достигнут успеха, как и аналогичные усилия в прошлом, говорят аналитики и экономисты.
"США очень агрессивно используют финансовые санкции, поэтому естественно, что такие страны, как Россия и Иран будут делать все, что могут, чтобы отказаться от доллара", - говорит Кеннет Рогофф, профессор Гарвардского университета и бывший старший экономист Международного валютного фонда.
Что касается других стран, то расширение использования их валют потребует значительных изменений в политике. Например, китайский юань вряд ли увеличит свою незначительную долю в мировых расчетах прежде, чем Пекин откажется от ограничений в отношении иностранных инвестиций, которые действуют в течение длительного времени, а это может потребовать много лет, считают аналитики.
Доминированию доллара, очевидно, ничто не угрожает. Почти 60% всех стран, доля которых в мировом валовом внутреннем продукте составляет 76%, в 2015 году поддерживали обменный курс, который так или иначе привязан к доллару, указывает Рогофф.
Американская валюта участвует почти в девяти из каждых 10 сделок на валютном рынке, объем которых составляет 5,1 трлн долларов ежедневно. На это указывают данные Банка международных расчетов. Доля долларовых активов в валютных резервах центральных банков, составляющих 11,42 трлн долларов, достигает почти двух третьих.
В последние десятилетия наблюдался “ошеломительный рост доминирования доллара США”, сказал Рогофф.
В действительности большинство стран согласились бы, что осуществление операций в одной основной валюте выгодно для всего мира, так как компаниям проще и дешевле вести бизнес в других странах, а инвесторам – покупать и продавать сырьевые валюты.
Евро набрал обороты во всем мире после введения этой валюты в 1999 году, причем отмечался рост кредитования в этой валюте за рубежом. Однако, когда кризис суверенного долга в еврозоне увеличил спектр стран с дефолтом по долгу, шанс того, что евро может вытеснить доллар США в качестве основной валюты исчез.
В 2009 году евро достиг пика – его доля в мировых валютных резервах составила 28%. Согласно последним данным, единая европейская валюта составляла около 20% в мировых валютных резервах, хотя некоторые аналитики ожидают, что она вырастет, так как ЕЦБ планирует сворачивать стимулирование и возвращаться к более традиционной денежно-кредитной политике.
Падение доллара на 6% в прошлом году отчасти отражает неопределенность в отношении политики администрации Трампа в отношении торговли и других вопросов, сказал Барри Эйченгрин, профессор экономических наук в Университете Калифорнии.
Власти США порой подавали противоречивые сигналы касаемо того, поддерживают ли они сильный доллар. Ранее в течение многих десятилетий власти говорили о том, что сильная американская валюта в интересах США.
В январе министр финансов США Стивен Мнучин сказал, что ослабление доллара в краткосрочной перспективе – хорошо для торговли США. Спустя несколько дней он сказал, что его комментарии были вырваны из контекста и повторил, что в долгосрочной перспективе укрепление доллара “является признаком экономического успеха США”.
Недавние попытки Ирана уйти от использования американской валюты не были первыми. Бывшие президенты Венесуэлы и Ирана Уго Чавез и Махмуд Ахмадинежад некогда приветствовали падение доллара. Они предположили, что было бы лучше, если бы цены на нефть исчислялись в евро.
И все же цены на нефть преимущественно выражены в долларах, как и почти все другие сырьевые товары. Иранский риал упал более чем на 2/3 против доллара с тех пор, а с начала этого года он подешевел на 14%. Боливар, денежная единица Венесуэлы, почти полностью обесценился за это же время.
Попытки Китая сделать юань валютой для исчисления цен на новую марку нефти, отличную от тех, что продается на нью-йоркском и лондонском рынках, “похоже, не удалась”, сообщил Совет по международным отношениям в своем докладе. В феврале на юань приходилось лишь 1,6% внутренних и международных платежей, по данным SWIFT. В международных валютных резервах доля юаня составляет 1,2%.
Эти попытки, вероятно, были бы более удачными, если бы власти отказались от контроля за потоками капитала, так как валюты, которые иностранцы могут сберегать и эффективно инвестировать, всегда являются предпочтительными для международных расчетов.
“Рынок облигаций Китая слишком мал, чтобы ренмимби мог действительно использоваться в качестве основной мировой валюты”, - сказал Бенн Стейл, директор отдела по мировой экономике в CFR.
Dow Jones
บัญชีการค้า
บัญชีการค้าจริง โดยมีล็อตมาตรฐานและสามารถปรับวงเงินต่ำสุดได้
บัญชีทดลอง
ุถ้าคุณยังไม่พร้อมที่จะดำเนินการค้าจริง หรือยังมีกลยุทธ์ใดๆ ที่คุณไม่เคยลองใช้ เราขอแนะนำให้คุณเปิดบัญชีทดลอง เพื่อฝึกฝนการเทรดของคุณ