Летом 1974 года министр финансов США Уильям Саймон приехал в Саудовскую Аравию и втайне заключил переломную сделку с королевством. США согласились покупать нефть у Саудовской Аравии, поставить королевству вооружения и, по сути, гарантировать сохранение нефтяной мощи, монархического строя и суверенитета этой страны. Взамен Саудовская Аравия пообещала инвестировать долларовую прибыль от продажи нефти в казначейские облигации США, что по факту подразумевает финансирование государственных расходов США.
Некоторые другие производители Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) последовали примеру королевства, а сделки на нефтяном рынке по всему миру стали заключаться в долларах США. Для Саудовской Аравии соглашение действительно имело смысл – не только потому, что защищало политический режим, но также потому, что предоставляло безопасный и ликвидный рынок для инвестирования долларовых поступлений, так называемых нефтедолларов. США также ощутили выгоду, так как нефть перестала быть экономическим оружием. Соглашение позволило США печатать доллары с минимальными негативными последствиями для процентных ставок, что способствовало устойчивому росту национальной экономики в последующие десятилетия.
Важным последствием соглашения стал тот факт, что импортирующие нефть страны теперь вынуждены были держать большие долларовые резервы для того, чтобы покупать нефть, что поддержало спрос на американскую валюту. Это, в свою очередь, стало одним из основных факторов, обеспечивших сильный доллар и низкие процентные ставки в США для целого поколения. С учетом всего вышесказанного, инвесторы могут лучше понять многие последующие действия США в области международной политики, связанные с Ближним Востоком и другими нефтедобывающими регионами.
Последние изменения в технологиях и геополитике, однако, уже спровоцировали процесс, который положит конец финансовой системе, основанной на нефтедолларах и существенно повлияет на мировые финансовые рынки. Равновесие этой системы, которое можно было наблюдать в течение 40 лет, уже нарушается масштабным ростом в технологичном секторе, что негативно скажется как на предложении, так и на спросе на нефть. Кроме того, подобная система уже не так выгодна основным участникам рынка мировой нефтяной торговли. Эти изменения уже начали влиять на финансовые рынки, и с течением времени воздействие станет еще более сильным. Конец прежней системы обращения нефтедолларов спровоцирует скачок волатильности и возникновение новых ценовых трендов, что, в свою очередь, приведет к возрождению макро-инвестирования.
Давайте посмотрим на произошедшие изменения более подробно. Прежде всего, высокие технологии оказывают весьма серьезное влияние на рынок энергоносителей, и оно лишь усиливается. Человеческий разум, основанный на поиске подходящих моделей, хорош для того, что поддается логике и наблюдениям, но ему сложно в полной мере объять последствия экспоненциального роста.
В соответствии с законом Мура, текущие темпы роста новых технологий удваиваются каждые два года. В транспортном секторе мировая доля автомобилей с электродвигателем, в конце 2016 года составлявшая 1%, к настоящему времени достигла примерно 1,5%. Удвоение данного показателя каждые два года должно привести к тому, что приблизительно за 12 лет автомобильный рынок в основном будет состоять из электромобилей. Это приведет к снижению спроса на бензин и падению дохода в нефтяном секторе до уровней, совершенно непостижимых для тех, кто мыслит линейно. Да, мир меняется, и довольно стремительно.
Потребление альтернативных источников энергии (энергия солнца, ветра и т.д.) также растет по экспоненте, и, с точки зрения роста, оно даже опережает показатели электромобилей. Учитывая кривую роста использования других современных технологий, а также темпы развития аккумуляторных технологий и динамику цен на аккумуляторы, солнечная энергия станет заменой углеводородному сырью в секторах, не относящихся к транспорту, примерно через десять лет.
Бурный рост нефтедобычи в США, ставший возможным благодаря новым технологиям, таким как гидроразрыв пласта и горизонтальное бурение, снизил потребность страны в импорте нефти и привел к падению цен на мировом нефтяном рынке. Экономика США теперь строится на потреблении собственной добытой нефти, в связи с чем сокращение импорта нефти привело к снижению дохода нефтяной отрасли нефтедобывающих стран и к ослаблению мирового спроса на казначейские облигации и американский доллар.
Еще одно масштабное изменение, которое происходит на нефтяных рынках, касается геополитики. Китай, крупнейший в мире импортер нефти, больше не желает покупать нефть за валюту, которую он не в состоянии контролировать. В связи с этим страна предприняла ряд шагов для того, чтобы обойти использование доллара:
Россия, второй мировой экспортер нефти по объему поставок, в настоящее время находится под санкциями, введенными США и ЕС и делает четкие шаги в сторону ограничения роли доллара в нефтяной и международной торговле. В дополнение к недавнему решению продавать нефть и газ Китаю за юани Россия недавно объявила о том, что все финансовые транзакции в российских морских портах будут осуществляться не в долларах, а в рублях, согласно российскому государственному телеканалу RT. Очевидно, что Восток предпринимает скоординированные усилия по изменению мирового экономического порядка.
Все эти события делают мировые финансовые рынки чувствительными к изменению парадигмы, которое уже недавно началось. Встречаясь с инвестмененджерами и аналитиками я почти постоянно сталкивался с мнением, что макро-инвестирование, базирующееся на мировых макроэкономических и политических трендах, а не особенностях конкретного рынка, уже бесперспективно. Инвесторы усиленно выводят средства из таких инструментов из-за низкой доходности и высоких издержек в отношении к прибыли. Трейдеры называют это капитуляцией. Она происходит, когда большинство участников рынка не могут воспользоваться предоставляемыми возможностями ввиду убытков, нехваткой свободных средств или психологической неготовности в связи с недавними событиями.
Текущая низкая волатильность на рынках целого ряда активов – еще один признак того, что рынок не ожидает смены парадигмы. Это означает, что текущий уровень волатильности полностью не учитывает приевшиеся фундаментальные факторы и в достаточной мере не учитывает вероятность перебоев с поставками.
В настоящее время ФРС находится на начальных стадиях перехода к "нормализации" политики, которая приведет к сокращению поддержки рынка казначейских облигаций США. В настоящее время стоимость активов на балансе ФРС составляет примерно 4,5 трлн долларов, или в пять раз больше, чем накануне кризиса 2008-2009 годов. Целью центрального банка является "сворачивание" своего огромного баланса с минимально разрушительными последствиями для рынков. Это сворачивание можно уподобить проходу канатоходца по натянутой проволоке в тысяче футов над землей без страховки или предыдущей практики. Кроме того, в не столь отдаленном будущем ФРС, вероятно, придется финансировать огромные и продолжающие расти программы субсидий, а традиционные международные источники финансирования уже вряд ли поддержат нас в этом.
Участники рынка, с которыми я встречался, теоретически могут согласиться с теми утверждениями, которые я делаю в этой статье. Однако совокупность многих мелких издержек в период низкой волатильности и в целом стабильного рынка лишила инвесторов веры и сформировала психологический барьер, мешая принять и применять новую парадигму. Инвесторы "закапсулировались" из-за страха, что низкая доходность последних лет будет постоянной. Отметим, что речь идет об отрасли, где вообще-то зарабатывают на циклических колебаниях цен.
Один человек-легенда рынка, с которым я разговаривал, сказал, что не смог бы выстроить успешную карьеру, если бы начал ее десять лет назад. В любом случае, прав он или нет, это не означает, что можно экстраполировать прошлый опыт на будущее, особенно, это касается низкой доходности в период количественного смягчения, в период, который в общем является не обычным, а скорее аномальным.
Мне удалось сделать довольно внушительные ставки на крупные тренды и получить высокий доход с учетом риска, используя проверенные технологии для использования этих трендов. Однако, мне посчастливилось не участвовать в полной мере в макро-инвестировании в этот непростой период. Оба этих фактора могли сыграть мне на руку. Я считаю это подходящим моментом для тех, кто хочет отказаться от архаичных представлений о рыночном поведении и смело вернуться к основам макро-инвестирования.
Эта возможность напоминает мне об истории, рассказанной Стэнли Дракенмиллером, который на заре своей инвестиционной карьеры был повышен до руководителя отдела по изучению фондовых рынков, хотя по опыту намного уступал своим коллегам. Директор его инвестиционного подразделения объяснил, что повышение Дракенмиллера было сродни отправке 18-летних на войну. "Победителями" в рамках новой парадигмы станут те участники рынка, которые способны отказаться от устаревших идей.
На рынке оживленно обсуждают: считать ли стратегию следования трендам устаревшей. Существует множество подтверждений тому, что в настоящее время на рынках (среди квантовых фондов и проп-трейдинговых компаний) больше распространена краткосрочная торговля, основанная на законе чередования. Кроме того, популярность пассивного инвестирования указывает на нежелание спонсировать "формирование идеи". Все это указывает на невостребованность принципа следования тренду и торговли на макроэкономических факторах.
Ирония состоит в том, что многие участники рынка, которые в последние годы ошибочно ждали улучшения климата для торговли на макроэкономических факторах и следования трендам, теперь признают свое поражение. Однако ключевое различие состоит в том, что теперь есть очевидный катализатор, способный спровоцировать улучшение условий для указанной торговли.
Как говорил мой наставник Брюс Ковнер (основатель Caxton Associates), "о (приближающихся) поворотных моментах вам никто не сообщит заранее". Способность правильно предугадывать изменения основывается на анализе фундаментальной информации, применении этой информации для построения будущей возможной модели на рынке, отличной от текущей. Кроме того, необходимо понимать, насколько хорошо вписывается новая модель в общую картину, и корректировать ее соответствующим образом. В идеале, в какой-то момент приходит озарение, и идея выкристаллизовывается в четкое видение. Тезис, выдвинутый в этой статье, является именно таким видением.
Джон Карран, BARRON’S
บัญชีการค้า
บัญชีการค้าจริง โดยมีล็อตมาตรฐานและสามารถปรับวงเงินต่ำสุดได้
บัญชีทดลอง
ุถ้าคุณยังไม่พร้อมที่จะดำเนินการค้าจริง หรือยังมีกลยุทธ์ใดๆ ที่คุณไม่เคยลองใช้ เราขอแนะนำให้คุณเปิดบัญชีทดลอง เพื่อฝึกฝนการเทรดของคุณ